Примерная схема комплексного анализа проблемно-развивающего урока

14.01.2020
2005
268
Учитель-предметник

Схему можно использовать и для самоанализа

  • готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);
  • внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;
  • организационные действия учителя (при необходимости);
  • планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • актуализация знаний и способов деятельности школьников;
  • какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
  • применение проблемных методов в учении школьников;
  • соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;
  • объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
  • учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;
  • подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;
  • постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
  • владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
  • соблюдение правил постановки учебной проблемы;
  • использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;
  • соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
  • формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;
  • наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;
  • умения обучающихся осуществлять логические операции;
  • развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
  • затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
  • соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
  • учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;
  • что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
  • общая результативность урока.