Примерная схема комплексного анализа проблемно-развивающего урока
Схему можно использовать и для самоанализа
- готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);
- внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;
- организационные действия учителя (при необходимости);
- планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- актуализация знаний и способов деятельности школьников;
- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
- применение проблемных методов в учении школьников;
- соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;
- объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
- учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;
- подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
- соблюдение правил постановки учебной проблемы;
- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;
- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
- формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;
- наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;
- умения обучающихся осуществлять логические операции;
- развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
- затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
- соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
- учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;
- что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
- общая результативность урока.
Похожие статьи: