Примерная схема комплексного анализа традиционного урока

09.01.2020
310
87
Учитель-предметник

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

  • тип урока;
  • структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
  • виды учебной деятельности;
  • сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
  • плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

  • научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;
  • воспитательная направленность урока;
  • правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;
  • соответствие содержания урока требованиям программы;
  • связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;
  • связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
  • межпредметные связи;
  • использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;
  • качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

  • роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;
  • место учебника и наглядных средств;
  • место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;
  • характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

  • развитие и поддержание внимания;
  • развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
  • наличие психологических пауз и разрядки;
  • эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

10. Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

  • активность класса, качество ответов учеников;
  • заинтересованность детей материалом урока;
  • дисциплинированность и организованность;
  • речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

  • выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;
  • умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;
  • требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;
  • эмоциональность;
  • речь учителя;
  • внешний вид.

13. Выводы и предложения.