Примерная схема комплексного анализа традиционного урока
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организация урока;
- тип урока;
- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- виды учебной деятельности;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- плотность урока, рациональное использование времени.
5. Содержание урока:
- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;
- воспитательная направленность урока;
- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;
- соответствие содержания урока требованиям программы;
- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;
- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
- межпредметные связи;
- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;
- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.
6. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.
7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;
- место учебника и наглядных средств;
- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;
- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.
8. Психологические основы урока:
- развитие и поддержание внимания;
- развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие психологических пауз и разрядки;
- эмоциональная атмосфера урока.
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.
10. Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.
11. Работа и поведение учащихся на уроке:
- активность класса, качество ответов учеников;
- заинтересованность детей материалом урока;
- дисциплинированность и организованность;
- речь учащихся, характер задаваемых вопросов.
12. Поведение учителя на уроке:
- выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;
- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;
- требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;
- эмоциональность;
- речь учителя;
- внешний вид.
13. Выводы и предложения.