Схема составления характеристики на трудного подростка

29.07.2020
121
17
Классное руководство

1. Состояние здоровья и развитие учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):

Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты).

Признаки повышенной нервозности:

  • отсутствуют;
  • повышенная утомляемость;
  • пониженная работоспособность;
  • подавленное настроение;
  • повышенная возбудимость;
  • вспышки гнева;
  • агрессивность по отношению к сверстникам;
  • агрессивность по отношению к учителям;
  • отказ от контактов, общих дел;
  • другие признаки.

Патологические влечения:

  • курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
  • употребляем спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически).
  • употребляет токсико-нарко-вещества (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически).

Состоит на диспансерном учете, по поводу чего ________________________

2. Психологическая атмосфера семьи: благоприятная, неблагоприятная, крайне неблагоприятная):

Данные о родителях (отец, мать, образование, профессия, место работы).

Другие члены семьи.

Тип семьи:

  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
  • неблагополучная, в том числе:
  • педагогически не компетентная, родители не владеют культурой воспитания. Признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы;
  • нравственно неблагополучная (асоциальная): родители ведут аморальный образ жизни (пьянствуют, тунеядствуют, воспитанием детей не занимаются);
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.);
  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия воспитания ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка).

Организация режима труда и отдыха:

  • какие обязанности выполняет в семье;
  • соблюдается ли режим дня;
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;
  • как организовано общение учащегося в семье во время досуга летнего отдыха, отпуска родителей.

3. Особенности учебной деятельности:

Успеваемость учащегося.

Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.

Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемы, приняты, отвергаемы, изолированы.

С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.

Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

Манера и стиль общения с окружающими:

  • доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
  • не доминантный стиль (застенчивый, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

Отношение к общественному мнению:

  • Активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
  • Пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
  • Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
  • Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведение не меняет);

5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду.

5.1. Отношение к общественным поручения: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

5.3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

5.4. Отношение к физическому труду:

  • положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
  • равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
  • отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).

5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов:

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.д.), спортивная деятельность.

6.2. В каких кружках, секциях состоит (состоял)?

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто (театры, музеи, выставки), каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося:

7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой.

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося.

7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.).

7.4. Содержание общения в уличных играх: работа с техникой, автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное время провождение, выпивки, курение, азартные игры и др.

8. Самооценка личности:

8.1. Уровень самооценки:

  • адекватное (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • завышенное (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • заниженное (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

9. Особенности поведения:

9.1. Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются, возможные мотивы их совершения.

9.2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематически, их характер: грубость, драки, прогулы, опоздание на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).

9.3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубое нарушение общественного порядка (хулиганство).

9.4. Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

9.6. Состоит на учете:

  • в ИДН ___________________________
  •  внутри школы ______________________