Схема составления характеристики на трудного подростка
1. Состояние здоровья и развитие учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):
Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты).
Признаки повышенной нервозности:
- отсутствуют;
- повышенная утомляемость;
- пониженная работоспособность;
- подавленное настроение;
- повышенная возбудимость;
- вспышки гнева;
- агрессивность по отношению к сверстникам;
- агрессивность по отношению к учителям;
- отказ от контактов, общих дел;
- другие признаки.
Патологические влечения:
- курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
- употребляем спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически).
- употребляет токсико-нарко-вещества (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически).
Состоит на диспансерном учете, по поводу чего ________________________
2. Психологическая атмосфера семьи: благоприятная, неблагоприятная, крайне неблагоприятная):
Данные о родителях (отец, мать, образование, профессия, место работы).
Другие члены семьи.
Тип семьи:
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
- неблагополучная, в том числе:
- педагогически не компетентная, родители не владеют культурой воспитания. Признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы;
- нравственно неблагополучная (асоциальная): родители ведут аморальный образ жизни (пьянствуют, тунеядствуют, воспитанием детей не занимаются);
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.);
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия воспитания ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка).
Организация режима труда и отдыха:
- какие обязанности выполняет в семье;
- соблюдается ли режим дня;
- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;
- как организовано общение учащегося в семье во время досуга летнего отдыха, отпуска родителей.
3. Особенности учебной деятельности:
Успеваемость учащегося.
Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.
Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемы, приняты, отвергаемы, изолированы.
С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
Манера и стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
- не доминантный стиль (застенчивый, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
Отношение к общественному мнению:
- Активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
- Пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
- Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
- Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведение не меняет);
5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду.
5.1. Отношение к общественным поручения: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.
5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
5.3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
5.4. Отношение к физическому труду:
- положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
- отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).
5.5. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
6. Направленность интересов:
6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.д.), спортивная деятельность.
6.2. В каких кружках, секциях состоит (состоял)?
6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто (театры, музеи, выставки), каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).
7. Особенности сферы свободного общения учащегося:
7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой.
7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося.
7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.).
7.4. Содержание общения в уличных играх: работа с техникой, автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное время провождение, выпивки, курение, азартные игры и др.
8. Самооценка личности:
8.1. Уровень самооценки:
- адекватное (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
- завышенное (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
- заниженное (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9. Особенности поведения:
9.1. Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются, возможные мотивы их совершения.
9.2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематически, их характер: грубость, драки, прогулы, опоздание на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).
9.3. Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубое нарушение общественного порядка (хулиганство).
9.4. Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.
9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.
9.6. Состоит на учете:
- в ИДН ___________________________
- внутри школы ______________________