Примерная структура родительского собрания
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 - 1,5 часа.
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин.).
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5—7 мин.).
- Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10—15 мин.).
- Обсуждение проблемы родителями (20 мин.).
- Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.
Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.
Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Активными формами взаимодействия могут быть: конференций по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
- обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
- участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи;
- помощь в оформлении;
- ремонт кабинета;
- ведение кружков;
- создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).
Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
- поздравления с праздником, днем рождения (подарки, сюрпризы);
- сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
- рассказы о профессиях своих родителей;
- творческие встречи с родителями, посвященные их увлечениям;
- организация выставок результатов труда родителей.
Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны, законодательными документами а браке, семье, правах ребенка и защите
детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году.
Сотрудничество взрослых и детей позволяет расширить сферу их социальных отношений, обогатить опыт взаимодействия с окружающим миром.