Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

19.09.2019
2242
676
Классное руководство

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

  • результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
  • правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приёмов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса.

  • Воспитанность учащихся, их нравственно –эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
  • развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно – эстетической, трудовой и других видах деятельности.
  • Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
  • Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.).
  • Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
  • Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умение благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения).
  • Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальности учащихся класса.
  • Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приёмы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся

  • Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения этих отношениях, произошедшие за прошедший год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
  • Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, труду, учёбе, школе, классу и т.д.
  • Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является наиболее значимым. Какова степень влияния ближайшего окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
  • кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
  • какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

4. Анализ развития коллектива класса.

  • Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий настрой учащихся класса, особенности общения в коллективе.
  • Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нём, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
  • Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
  • Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
  • Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

  • Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
  • Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем году?
  • Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учёбе и труду?
  • Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
  • Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

  • Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
  • Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

  • Частота и характер контактов с семьями учащихся.
  • Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
  • Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
  • Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся до этого).
  • Результативность организации родительских собраний в классе.
  • Эффективность индивидуальной работы с родителями.
  • особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
  • Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
  • Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

  • С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
  • Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
  • В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
  • Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

9. Выводы:

  • об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
  • об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
  • о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
  • о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение может содержать следующее:

  • Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т.д.
  • Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.
  • Другие аналитические материалы.