Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
- результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
- правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приёмов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ развития учащихся класса.
- Воспитанность учащихся, их нравственно –эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
- развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно – эстетической, трудовой и других видах деятельности.
- Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
- Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.).
- Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
- Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умение благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения).
- Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальности учащихся класса.
- Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приёмы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся
- Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения этих отношениях, произошедшие за прошедший год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
- Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, труду, учёбе, школе, классу и т.д.
- Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является наиболее значимым. Какова степень влияния ближайшего окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
- кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
- какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
4. Анализ развития коллектива класса.
- Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий настрой учащихся класса, особенности общения в коллективе.
- Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нём, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
- Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
- Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
- Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
- Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
- Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем году?
- Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учёбе и труду?
- Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
- Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
- Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
- Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
- Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся до этого).
- Результативность организации родительских собраний в классе.
- Эффективность индивидуальной работы с родителями.
- особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
- Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
- Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
- С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
- Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
- В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
- Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
9. Выводы:
- об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
- об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
- о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
10. Приложение может содержать следующее:
- Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т.д.
- Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.
- Другие аналитические материалы.
Похожие статьи: