Памятка классному руководителю по организации экскурсий
Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.
Экскурсии:
- разнообразят формы обучения;
- углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор;
- воспитывают интерес ко всему новому;
- развивают стремление детей к активной познавательной деятельности;
- позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках;
- воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры;
- способствуют развитию эстетического начала в человеке;
- способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других;
- обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем – одним словом, способствуют нравственному обогащению учащихся;
- способствуют развитию личности каждого ученика.
Экскурсионная работа – важнейшая часть деятельности классного руководителя.
При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:
- следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для учащихся нашей гимназии;
Приглашая учащихся на экскурсию, необходимо провести предварительную работу:
- рассказать учащимся о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии;
- поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
- желательно предложить ученикам вести постоянный дневник экскурсии;
- побеседовать с учащимися о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;
- провести беседу по технике безопасности;
- подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.
После проведения экскурсии также необходимо провести определенную работу:
- обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);
- оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;
- заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;
- организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, другие творческие работы, выпуск тематических газет).
Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть учащихся и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.
Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации.