Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учеников к концу 1 класса

27.07.2020
3238
201
Начальная школа

Памятка о том, что должен знать и уметь ученик в конце первого класса по всем основным предметам.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.

Навыки чтения:

  • 1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
  • 2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 35-40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

МАТЕМАТИКА

Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь называть последующее и предыдущее число. Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.

Наименьшее однозначное – число 1, наибольшее однозначное – число 9, наименьшее двузначное – число 10, наибольшее двузначное – число 99. Двузначные числа состоят из десятков и единиц.

Хорошо уметь прибавлять и вычитать:

  • В пределах 10 (на основе знаний состава числа)
  • В пределах 20 с переходом через десяток (на основе знаний состава числа)

Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).

Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.

Знать названия компонентов сложения и вычитания.

  • СЛАГАЕМОЕ +СЛАГАЕМОЕ=СУММА
  • УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ =РАЗНОСТЬ

Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. (1 дм = 10 см) Понимать смысл составного именованного числа, например: 1 дм 5 см = 15 см, 18 см = 1 дм 8 см, 20 см = 2 дм.

Уметь решать простые задачи:

  • На нахождение суммы (+)

(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);

  • На нахождение неизвестного слагаемого (-)

(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);

  • На увеличение (+) и уменьшение (-) числа на несколько единиц

(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)

  • Нахождение остатка (-)

(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);

  • На разностное сравнение (-)

(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)

Уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.

РУССКИЙ ЯЗЫК

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
  • звук [й] и буква й;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твёрдые, только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
    • соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
    • оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
    • деления слов на слоги и для переноса;
    • определения ударного слога в слове;
    • использования прописной буквы в именах собственных;
    • написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу;
    • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
    • правильного написания слов типа пень, яма;
    • правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
    • чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
    • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
    • письма под диктовку текстов (20-27 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
    • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • Солнце, его форма; Луна и звезды;
  • камни и их разнообразие;
  • дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
  • части растений;
  • животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • признаки живой и неживой природы;
  • основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
  • виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
  • разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
  • правила безопасного обращения с электроприборами;
  • свойства снега и льда;
  • признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
  • правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
  • как охранять окружающую среду от загрязнения;
  • времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;
  • правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
  • различные виды профессий;
  • связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
  • правила поведения на природе;
  • разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
  • правила личной гигиены;
  • значение сна в жизни человека;
  • назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
  • о роли космоса в жизни человека;
  • о роли экологии в жизни людей.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
  • различать водоемы; части реки;
  • выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
  • различать время и времена года; изученные растения и животные;
  • применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки;
  • различать виды профессий;
  • объяснять причину возникновения дождя и ветра;
  • различать цвета радуги, звук и свет;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • различать изученные виды транспорта;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.