История открытия и исследования планеты Венера

25.02.2019

Венера

Венера - вторая планета в Солнечной системе, самая яркая из планет, которые можно наблюдать с Земли. Венера классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами и составом. Поверхность планеты полностью скрывают облака серной кислоты, непрозрачные в видимом свете. Атмосферное давление на поверхности Венеры в 92 раза больше, чем на Земле.

Люди изучали Вненеру с незапамятных времен: первые записи о ней появились еще у вавилонян, которые назвали планету Иштар.

Римляне видели в Венере богиню красоты, а майя считали, что планета является братом солнца.

В 1610 году Галилео Галилей впервые сделал наблюдения Венеры с помощью телескопа. Он наблюдал фазы Венеры, подтвердив, что планета действительно вращается вокруг Солнца.

Немного позже (в 1639 году) английский астроном Джереми Хоррокс впервые наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца.

В 1761 году М.В. Ломоносов открыл атмосферу на Венере во время прохождения этой планеты по диску Солнца.

Из-за плотной атмосферы планеты, наблюдения поверхности были невозможны до 1960-х годов, однако многие считали, что на Венере есть жизнь, поскольку по размерам планета была похожа на Землю.

Венера интенсивно исследовалась с помощью космических аппаратов.

Первым зондом, предназначенным для изучения Венеры, была советская «Венера-1», запущенная 12 февраля 1961 года. К сожалению, эта попытка не увенчалась успехом.

Фото "Венера-1"

В 1962 году "Mariner-2", запущенный США, облетел Венеру и подтвердил ее температуру, а также отсутствие магнитного поля.

Изображение зонда "Mariner-2"

Новая советская миссия «Венера-4» (1967 год) успешно достигла Венеры и успела отправить обратно информацию об атмосфере планеты, после чего сгорела во время входа в атмосферу во время попытки достичь поверхности (аппарат раздавлен давлением, о котором до этих пор ничего не было известно).

Модель "Венера-4"

«Венера-7» (1970 год) и «Венера-8» (1972 год) стали первыми искусственными объектами, которые успешно приземлились на поверхности другой планеты. Они собрали научную информацию и взяли пробы грунта. Оба аппарата были уничтожены давлением и теплом планеты, но Советский Союз продолжал посылать зонды.

Фото "Венера-7"

Советские зонды «Венера-9» (1975 год) и «Венера-10» (1975 год) также, как и их предшественники, совершили мягкую посадку на поверхность Венеры. Они сделали первые чёрно-белые фотографии поверхности Венеры.

АМС "Венера-10"

Зонды «Венера-11» (1978 год) и «Венера-12» (1978 год) также сделали облёт вокруг Венеры и совершили мягкую посадку на поверхность планеты.

В 1981 году «Венера-13» сделала первую запись звука на поверхности и первую передачу цветного панорамного изображения поверхности Венеры.

Первое цветное фото поверхности Венеры

Зонды "Вега-1" и "Вега-2" (СССР) в 1984 году исследовали атмосферу Венеры зондом-аэростатом.

NASA также активно исследовали в эти годы Венеру:

• Космический аппарат "Маринер-5" (1967 год) - Пролет с целью исследований атмосферы
  • Космический аппарат "Пионер-Венера-1" (1978 год) - Искусственный спутник, радиолокация поверхности
  • Космический аппарат "Пионер-Венера-2" (1978 год) - Вхождение в атмосферу, научные исследования
  • Космический аппарат "Магеллан" (1989 год)- Искусственный спутник Венеры, подробная радиолокация

В 2005 году Европейское космическое агентство запустило к Венере космический аппарат "Венера-экспресс", предназначенный для изучения Венеры, динамики её атмосферы, взаимодействия с солнечным ветром. "Венера-экспресс" достиг Венеры в 2006 году и почти на 10 лет стал её искусственным спутником. Он провел множество измерений,  впервые снял ранее не фотографировавшийся южный полюс Венеры. Аппарат сгорел в атмосфере Венеры в первой половине 2015 года.

"Венера-экспресс"

В 2010 году Япония запустила к Венере автоматическую межпланетную станцию "Акацуки" (PLANET-C). Предполагалось, что на орбите Венеры космический аппарат проведёт не менее 2 лет. В 2010 году "Акацуки" приблизился к Венере, однако манёвр выхода на орбиту планеты окончился неудачей. С запозданием в пять лет зонд всё-таки вышел на орбиту и начал научную деятельность в декабре 2015-го. Акацуки является действующим аппаратом, однако он испытывает технические трудности.