Сергей Павлович Королёв

Сергей  Павлович Королёв

Сергей Павлович Королёв - советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958; член-корр. 1953), член Президиума АН СССР (1960-66), дважды Герой Соц. Труда (1056,1961).

В 1930 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу лётчиков-планеристов и пилотов-парителей. С 1930 в ЦКБ при заводе им. В. Р. Менжинского, затем в ЦАГИ. Создал ряд конструкций планёров ("Коктебель","Красная Звезда" и др.). В 1932-33г.г. начальник Группы изучения реактивного движения, в 1933-38 г.г. в Реактивном НИИ (главный инженер, зам. начальника института, начальник отдела крылатых ракет, начальник группы ракетных аппаратов). Разработал ряд проектов ЛА. Построил ракетопланёр РП-318-1 с ЖРД. Был необоснованно репрессирован и в 1938-44г.г. находился в заключении: сначала на Колыме, затем, с 1940, в режимном КБ ( ЦКБ √29 НКВД) в бригаде А.Н. Туполева, а в 1942г. переведён в режимное КБ В.П.Глушко в Казани, где работал до 1946 зам. главного конструктора по жидкостным ракетным ускорителям для боевых самолётов.

С 1946 главный конструктор ракетно-космической техники. Под руководством Королёва запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957) и выведен на орбиту первый в мире космический корабль с человеком (Ю. А. Гагарин) на борту (1961). Королёв как главный конструктор осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивших дальнейший прогресс в создании ракет-носителей и космических аппаратов. Золотая медаль им. К. Э.. Циолковского АН СССР (1958). Ленинская премия (1957). Награждён 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта", медалями.

В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Москве, Житомире и др. городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи в Житомире, Москве и на ко смодроме Байконур, его имя носит Самарский авиационный институт.

Именем Королёва назван талассоид на Луне. Урна с прахом в Кремлёвской стене.

- Говоря о завоевании жителями Земли космического пространства, всегда с восхищением называем имя Главного конструктора первых в мире ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва (1906-1966).

Сергей Павлович Королёв родился 30 декабря (ст. ст.) 1906 г. (12 января 1907 (н. ст.) в городе Житомире, в семье учителя Павла Яковлевича Королёва. Однако вскоре родители его расстались. С годовалого возраста Сергей жил в городе Нежине в семье деда по матери Николая Яковлевича Москаленко, и занимался с квартиранткой своего деда учительницей Л.М.Гринфельд.

В 1909 г. семья перебралась в Киев и вскоре после этого родители развелись. По решению матери маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке. В 1915 г. Сергей поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве. В 1916 г. мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 г. мальчик поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и четыре месяца он занимался в единой трудовой школе. Далее получал образование дома, занимаясь самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима, которые были учителями, а отчим, кроме педагогического, имел еще и инженерное образование. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике.

В сентябре 1917 года Сергей поступает в первый класс третьей Одесской мужской гимназии (Успенская, 1). Сохранилась справка: "Дано сие за надлежащей подписью и приложением казённой печати гимназии о том что, Павел Яковлевич Королёв действительно состоит штатным преподавателем женской гимназии первого общества преподавателей в г. Киеве: удостоверение это выдано для предоставления в педагогический совет 3-й Одесской гимназии на предмет освобождения сына П.Я.Королёва от первого брака Сергея Королёва, ученика 1-го класса вышеназванной гимназии, от оплаты за право учения".

Здание 3-ей Одесской гимназии сохранилось и поныне (сейчас там находится Одесский институт внутренних дел).

Школьная учёба продолжалась недолго. Бурные события гражданской войны, интервенции, борьбы за власть Советов на юге внесли свою коррективу, и Сергей продолжал учёбу в старших классах начальной школы вместо закрывшейся гимназии (ул. Пушкинская, 18, гимн. Ирриади, сейчас это Высшее профессиональное училище №26). Только окончательное торжество Советской власти в Одессе привело к упорядочению дела образования и одесские школьники смогли продолжать учёбу.

В 1922 г. Сергей Королёв поступил в стройпрофшколу №1, которая располагалась в доме №18 по ул. Старопортофранковской улице, в здании бывшей 2-ой Мариинской гимназии.

В годы войны это здание было сожжено оккупантами и восстановлено после войны. Мемориальная доска свидетельствует, что в 1922-24 гг. здесь учился дважды Герой Социалистического Труда С.П.Королёв.

В 1918 г., когда отчим Сергея Григорий Михайлович Баланин был назначен начальником электростанции одесского порта, семья жила в порту при здании электростанции. Здесь у Серёжи часто бывали в гостях друзья, с которыми он учился в профтехшколе. Он очень дружил с братом и сестрой Винцентини, Лялей и Юрой, часто бывал у них в гостях в доме №66 по ул. Новосельского. В последствии Ксения Максимильяновна Вицентини (Ляля) стала его женой.

Придавая большое значение физическому развитию С.Королёв занимается атлетической гимнастикой в спортзале, который тогда размещался в Рыбном корпусе Нового базара в двух кварталах от стройпрофшколы.

После окончания профтехшколы Сергей Королёв проходит практику, которая состояла в ремонте крыши главного здания Одесского медицинского института по ул. Ольгиевской, 4, (Академика Павлова).

В годы учёбы в стройпрофшколе Сергей Королёв "заболел" авиацией. В начале он проводил немало времени с летчиками и механиками авиаотряда "ГИДРО-3", который базировался на акватории порта, в хлебной гавани. Штаб этой части помещался на ул. Баранина, 10 (ОМУ-3).

Потом он вступил в члены ОАВУК-Общества Авиации и Воздухоплавания Украины и Крыма. Общество занимало помещение в бывшем особянке Анжело Анатра по ул. Пушкинской, 29.

В этом доме до революции часто бывали люди, связанные с авиацией. Ловкий негоциант Анжело Анатра дал деньги первому русскому лётчику М.Н.Ефимову на поездку во французскую авиационную школу. Ефимову с трудом удалось вырваться из финансовой зависимости от ловкого мецената. Он уплатил неустойку и расторг кабальный договор. Ещё труднее было разорвать договор с Анатра другому пионеру русской авиации А.А.Васильеву. Знаменитому спортсмену Сергею Исаевичу Уточкину ещё труднее обошёлся разрыв с Анатра, который отнял у него силы, здоровье, жену, сына. Анатра был одним из первых в России фабрикантов самолётов.

В этот дом и принёс Сергей Королёв свой первый проект летательного аппарата - планёра К-5. 12 листов чертежей и объяснительная записка были представлены им в июле 1924 г. По некоторым воспоминаниям заседание АТО-Авиационно-технического общества ОАВУК, принявшее проект, состоялось в "гроте" особняка Анатра (угловая комната второго этажа, имевшая оригинальную отделку).

Сергей Королёв в ОАВУК занимался не только конструированием. Почти с первых дней вступления в ОАВУК он является лектором и инструктором, руководителем кружка ОАВУК в одесском порту. Об этом говорится в справке, которую ему выдал Губотдел ОАВУК.

В августе 1924 г. Сергей уезжает поступать в Киевский политехнический институт.

В октябре 1924 г. Сергей Королёв приезжает на несколько дней в Одессу погостить у друзей.
"Жду Одессу с нетерпением. Ведь именно в ней мною прожиты самые золотые годы жизни человека..."
(из письма С.П.Королёва матери. Октябрь 1929 г. Поездка на п/х "Ленин").
В Одессу он приезжал почти ежегодно до 1938 г.

Королев был женат дважды. В августе 1931 г. он женился на своей бывшей однокласснице Ксении Максимилиановне Винцентини. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным и в 1948 г. они развелись.

Вторая жена - Нина Ивановна Котенкова (1949‑1966)

Окончил в 1930 году Московское высшее техническое училище. С этого же года старший инженер Центрального аэродинамического института, с 1933 года заместитель директора реактивного НИИ, руководитель отдела ракетных летательных аппаратов. Во время Великой Отечественной войны заместитель главного конструктора двигателей в опытном конструкторском бюро. Под руководством Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и искусственные спутники Солнца, спутники различного назначения ("Электрон", "Молния-1", "Космос", "Зонд" и другие). Конструктор космических кораблей "Восток", "Восход", на которых впервые в истории совершены космические полеты человека и выход его в космос.

Последний раз он побывал в родном городе спустя много лет. В 1959 г., находясь на отдыхе с женой Н.И.Королёвой, Главный Конструктор ракетно-космических систем Советского Союза дважды Герой Социалистического Труда академик С.П.Королёв совершал круиз по Крымско-Кавказкой линии. Во время стоянки в Одесском порту академик лично ознакомился с ходом работ по устройству плавучих станций слежения за искусственными спутниками Земли на борту пароходов "Краснодар" и "Ильичёвск". В город, по словам Н.И. Королёвой, ни в тот раз, ни в другие годы Сергей Павлович не заходил.

Работа, поистине, космические перегрузки не позволили академику вновь посетить город своей юности. До самой смерти своей Сергей Павлович переписывался со своими друзьями.

Смерть, наступившая в январе 1966 г., оборвала эти связи. Конструктор ракетных космических систем, основоположник практической космонавтики, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, Лауреат Ленинской премии похоронен у Кремлевской стены.

Дважды Герой Социалистического Труда.
Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Академик АН СССР.
Лауреат Ленинской премии.
Почётный гражданин города Королёв. Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.
Интересные факты

Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
Королёвым были впервые в мире осуществлены:
запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
запуск в космос искусственного спутника земли,
запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
Королёв — единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улица в Одессе и улицы во многих других городах, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Категория: Человек | Просмотров: 4940

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Другие материалы по теме: